Дизайн кабинета в школе
Как сделать наши школы красивыми и комфортными
Как сделать наши школы красивыми и комфортными
Пространство учебных заведений — от цвета стен до мебели — влияет на работоспособность и успехи детей. Изменить его полностью в типовых зданиях нельзя, но улучшить силами дизайнеров — вполне. Эксперты Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова и Анастасия Корнеева выяснили, чего не хватает «общеобразовательному» интерьеру и каким его хотят видеть дети, родители и педагоги.
Ученики — за красоту и современность
Помимо уроков, большинство детей в школе выполняют домашнее задание, общаются со сверстниками и участвуют в различных мероприятиях. При этом они делают то же, что и дома: играют за компьютером, спят, гуляют, занимаются творчеством. Но почти половина учащихся не чувствует себя в школе комфортно, в том числе в помещениях, где они чаще всего проводят время: в классных кабинетах, коридоре, библиотеке, столовой.
Ученикам не хватает:
- зон отдыха с игровыми площадками и специальной мебелью (диваны, пуфы, столы, полки). В итоге перемены проводятся в коридорах, которым, по мнению учеников, «не хватает диванчиков», тепла и правильного освещения («окна пропускают холод с улицы», «в коридоре темно»);
- мест для хранения личных вещей. Большинство школ не оборудовано системами хранения;
- обустроенной пришкольной территории с беседками, садиками, местами для игр, стоянками для велосипедов и самокатов;
- общей привлекательности пространства (чтобы красиво, современно и в единой стилистике).
Также школьники мечтают заниматься в просторных помещениях с неформальной обстановкой, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зелёных, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения можно было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застеклённая крыша или панорамные окна).
Комфортные помещения с точки зрения школьников
Родители — за уют и парковки
Школа должна давать ребёнку знания, возможность общаться, отдыхать и играть на свежем воздухе, уверены родители. В вопросе, что этому мешает, их мнение в основном совпадает с мнением детей. Для родительского удобства не хватает автомобильной парковки около школы и навигации внутри помещений (некоторые мамы и папы отметили трудности при поиске кабинета директора).
Кроме того, родители считают, что в школе необходимы:
- несколько зон для отдыха и игр (чтобы ребёнок мог общаться как в группе, так и уединяться в «тихих местах»);
- многофункциональное пространство в зонах рекреации («мягкие зоны» с подвесными креслами и креслами-мешками, мини-библиотеки, тренажерные площадки);
- системы вентиляции в классах и в коридорах;
- больше мягкой мебели и столов в коридорах;
- телевизоры с трансляцией познавательных сюжетов;
- многоуровневое освещение;
- изменение общего дизайна школы (красивые цвета стен, более дружелюбное пространство, уют, стиль, креатив).
Педагоги — за совмещение приятного с полезным
Отдыхать и трудиться со всеми удобствами хотят не только ученики, но и педагоги. Получается это только у половины учителей (56%).
Педагогам не хватает:
- специально оборудованных мест для проектной работы («сделать лаборатории, потому что их нет, это просто кабинеты»);
- мест для хранения личных вещей;
- современного и удобного дизайна школьного пространства — с яркими красками, зонированием, местами для творчества («добавить цвета», «стены, на которых можно писать маркером или мелом»);
- отдельного пространства для приёма пищи в столовых;
- отдельной комнаты для отдыха;
- разделения санузлов на ученические и учительские;
- защищённых (огороженных) пришкольных территорий, приспособленных «для времяпрепровождения учеников и персонала».
Наибольшее количество времени учителя проводят в классном кабинете и учительской. В первом им нужны мобильная мебель, интерактивные доски и интернет. Во второй — разделение на рабочую и рекреационную зону, «наличие шкафов, достаточного места для работы, отдыха, перекуса».
От «завода» к «конструктору»
Влияние факторов пространства на успеваемость доказано исследованиями. Она зависит от высоты потолков (в средней школе — чем выше, тем лучше, в младшей — наоборот), качества воздуха, мебели, уровня шума и так далее. Поэтому считать дизайн школьных помещений лишней тратой денег и ресурсов неблагоразумно, считают эксперты.
По их мнению, сегодня в приоритете не старые «школы-заводы» одинакового промышленного вида, а проекты по возведению школ-конструкторов — высокотехнологичных просторных зданий с несколькими группами модулей:
- учебных (от дошкольников до старших классов);
- общешкольных: атриум (холл), столовая, бассейн, спортивный блок, блок дополнительного образования с помещениями для внеурочной работы и занятий по интересам, блок для досуга и отдыха, в виде, например, интернет-кафе.
Пока такие «модульные» решения в дефиците. Но школьные пространства должны и могут быть интересными. Это вызов тем дизайнерам, которые будут ими заниматься.
Исследование проводилось с 31 марта по 25 сентября 2016 года в Москве. Выявление запросов различных категорий проводилось с использованием брифинга и анкетирования целевых аудиторий, а также интервьюирования экспертов в области образования. Участники исследования: ученики, родители, педагогический и административный персонал школ (212 человек).
Как выглядят современные школьные кабинеты. Пример СШ № 22
В настоящее время завершают работу комиссии по приемке учреждений образования. В Партизанском районе, например, все школы и гимназии готовы к встрече с учениками. В одну из них решили заглянуть корреспонденты агентства «Минск-Новости».
Средняя школа № 22 — одна из старейших в районе. Здание типичной советской постройки. Работы по косметическому ремонту кабинетов, благоустройству территории завершены. И детей 1 сентября ожидает немало сюрпризов.
— Каждый год стараемся приводить в порядок несколько классных помещений, — говорит директор школы Оксана Довнар.
В этот раз преображения ожидали кабинеты информатики, математики и географии. Все с изюминкой.
Заходим в один из них. Оранжевая мебель и такого же цвета необычные стеллажи на стенах сразу бросаются в глаза. Ярко, весело.
— Ремонт в кабинете математики предложили сделать родители. Вместе с учителем согласовывали дизайн-проект. Все работы проводились за средства попечительского совета, — замечает директор. — Считается, что в классах ученическая мебель должна быть сдержанной, чтобы не отвлекать внимания детей. Я не сторонник такого мнения. Мне кажется, в первую очередь обстановка в кабинете, где проходят занятия, должна радовать глаз, быть комфортной для ребенка.
Стены кабинета увешаны информационными стендами. Здесь алгебраические и тригонометрические формулы, система координат, сведения по геометрии. Краткий курс школьной математики!
— А если на контрольной подсматривать будут?
— Считаю, ничего плохого в таких подсказках нет. Если ученик знает, куда подсмотреть, уже хорошо, — смеется директор. — С учителем мы одобрили эту идею.
Парты здесь тоже как новенькие. Оказалось, их отреставрировали. Поменяли лишь деревянные элементы, а металлический каркас перекрасили.
По словам директора, ремонт кабинета в целом обошелся примерно в 6 тысяч рублей.
А вот кабинет информатики полностью обновлен за счет средств, вырученных от внебюджетной деятельности школы. Он оформлен в голубых тонах. Также много информационных стендов. Один из них особенно удивил. На нем показано устройство персонального компьютера. На стенде закреплены настоящий ноутбук, все «органы» персонального блока и прочее. Можно наглядно проследить эволюцию приспособлений для хранения информации.
— Сложнее всего было раздобыть перфокарту, — улыбается директор.
Оксана Николаевна считает, что у такого прогрессивного предмета должен быть самый технологичный кабинет. Поэтому здесь расположился еще и современный мультиборд.
— А где классная доска?
— Вот же она, — директор указывает на стену, на которой словно наклеена широкая белая полоса.
— Вместо мела — маркеры!
Направляемся в кабинет географии. В коридоре останавливаемся поиграть… в шахматы. Тоже новинка к наступающему учебному году — на стенах разместили несколько магнитных досок. Дети смогут на переменках найти для себя интеллектуальное занятие.
— Ремонт в кабинете географии вели постепенно в течение учебного года, — говорит директор.
Школьная доска выдвижная. В ней спрятано несколько стеклянных слайдов, есть физическая карта Беларуси, карта полушарий и прочие. На всех можно рисовать маркером.
Карта мира разместилась на соседней стене. На ней дети будут прокладывать маршруты знаменитых путешественников, обозначать столицы стран.
Если поднять голову, увидишь розу ветров. Кстати, в кабинете пять часов. И все показывают разное время — минское, лондонское, пекинское и другие. Вот уж где точно география для жизни!
Дизайн кабинета в школе
В самом классе основные преобразования случились в самой важной зоне — у фронтальной стены с доской. “Комната напоминала филиал Политехнического музея! Здесь были меловая доска, интерактивная и магнитно-маркерная, а еще телевизор, видеоплеер, DVD-проигрыватель, проектор и экран. Совершенно непонятно, какой носитель важнее и куда надо смотреть”, — говорит Кирилл. Проанализировав, что необходимо учителю под рукой, а что можно убрать подальше, дизайнеры навели порядок: рядом со столом учителя поставили стеллаж, спроектировали новый письменный стол с невысокой перегородкой, скрывающей часть столешницы от детских глаз, а раковину для мытья губок сделали визуально не очень незаметной и удобной.
“Мы решили, что по функциональности она ближе к кухонной мойке, потому что здесь не только смачивают губки и тряпки, но и моют детские чашки”, — объясняет Кирилл. Неэстетичные коммуникации убрали в короб, выкрашенный в цвет стен, крохотный “кухонный фартук” сделали из черной плитки и установили такого же цвета смеситель, чтобы он с ней сливался. Так дизайнеры дали понять, что главный элемент в классе — это доска и ничто не должно отвлекать внимание детей от нее.
В другом конце комнаты, на месте практически бесполезного встроенного шкафа, появились ящики, где ученики могут оставлять свои вещи, а над ними полки, которые использует учитель. Рядом дизайнеры сконструировали зону для отдыха и развлечения детей, похожую на домик. “Первоклашки совсем недавно были в детском саду, где все совсем по-другому. Нам хотелось, чтобы они чувствовали себя здесь как дома, — объясняют они свою задумку. — По часам, которые мы придумали, можно многое объяснить и показать взаимосвязь явлений. На циферблат нанесены цифры, буквы русского и английского алфавитов, градусы, стороны света и времена года”. То время, которое Чебурашкины планировали потратить на проектирование парт и стульев, ушло на ремонт санузлов, поэтому парты здесь стоят обычные, а крутящиеся стулья на колесиках купили в IКЕА. Их выкрасили в разные оттенки желтого и расставили рядами — от бледного к более насыщенному.
“Это упрощает ориентацию детей в классе, — объясняет Кирилл, — и радует глаз учителя”. Вообще желтый в интерьере появился не случайно: в Москве не хватает солнечного света, поэтому это своего рода компенсация. Дизайнеры также полностью переделали освещение. По их мнению, от него зависит не только то, как будет выглядеть класс — как операционная или уютная комната, — но и настроение учащихся, а над учительским столом повесили дополнительные светильники.
В коридоре и зоне отдыха тоже сделали ремонт: выкрасили стены в яркие цвета и установили во все младшие классы металлические противопожарные двери с круглыми окошками. Так создается ощущение, что холл — это не замкнутое пространство и даже при закрытых дверях в него попадает дневной свет.
Чебурашкины следят за жизнью класса, поведением школьников и делают выводы. К примеру, крутящиеся стулья на колесиках отдали в группу продленного дня и поставили вместо них обычные. Оказалось, что чрезмерная подвижность детей отвлекала и их самих, и преподавателя. “Мы переделывали типовой класс с расчетом на то, что решения, которые мы предложили, можно будет использовать и в других кабинетах младшей школы, — говорит Кирилл. — Поэтому наблюдение имеет такое же важное значение, как и проектирование”.
10 возможностей оформления стен в школе
«Что нам стоит дом (школу) построить? Нарисуем – будем жить!» Увы и ах, но только детская фантазия позволяет с такой легкостью решать любые проблемы. С другой же стороны – в этом нетривиальном решении кроется вполне себе житейский смысл. Как невозможно куда-то дойти (не поставив цель – куда, собственно, идем), так же невозможно получить красивое в самом широком смысле слова образовательное пространство – если сначала не нарисовать то, что мы хотим получить в итоге.
Ремонт, даже просто косметический, у большинства читающих эти строки вряд ли вызывает исключительно положительные эмоции. И чаще всего припоминаются такие виды работ, как – заключить договор, нанять бригаду, следить – чтобы работы выполнялись аккуратно и споро, ремонтируя одно — не разрушили другое, а тут еще горы мусора… А цвет стен? О, это самое простое! Да пусть будет «желтенький» – раньше же так было и ничего, никто не был против – значит всем нравилось. Ну или добавим еще бежевого… и зеленого! Потому что зеленый – это красиво!
Рая Ивановская, руководитель дизайн-студии «33dodo», эксперт в дизайне образовательного пространства, также считает, что «зеленый – это красиво!», но…И вот об этих «но» мы с ней и поговорим в этой статье.
Часто, когда говорят о дизайне школ, в первую очередь имеют ввиду – чем-то оформить многометровые стены коридоров, рекреаций, классов и т.д. И совершенно забывают о том, что просто «правильная» покраска стен может уже наполовину решить такую задачу. В нашей стране не так давно стали обращать на это внимание, и в первую очередь (к сожалению или к счастью) – при строительстве новых школ с их новым архитектурным решением – вот уж где красота во всем ее великолепии. А те школы, которые были построены много лет назад, чаще всего от ремонта к ремонту просто обновляют краску, особенно не задумываясь о том, что можно (и нужно!) изменить цвет, добавить разные цвета, добавить яркости, какие- то графические элементы. Уже просто правильная покраска стен в корне может изменить пространство до неузнаваемости! А уж дальше можно заниматься оформлением (смысловым) каких- то особых зон.
Можно, конечно, смотреть яркие фотографии только что отстроенных школ и, наверное, даже завидовать им… Но можно и в своей школе максимально приблизиться к такому, казалось бы, недосягаемому «идеалу».
Поскольку приближается лето – пора косметических ремонтов для школ, мы в ответ на запросы наших партнеров расширили линейку услуг новым спецпредложением – разработка дизайн-проекта внутренней покраски школы.
Вы получаете не просто индивидуальное решение для вашей школы, но, самое главное, полный пакет сопроводительной документации, которая снимает необходимость принимать в процессе работы какие-то дополнительные решения, поскольку в ней есть ответы на все вопросы: подробное описание и четкая инструкция по окраске: колористическая схема, использование трафаретов (при необходимости), просчитанный расход красок и т.д. С таким проектом вы сможете точно рассчитать бюджет на окраску и поручить ее любому квалифицированному подрядчику и раз и навсегда лишить себя вопросов: «Хозяйка, а как тут красить будем?».
Работая над дизайн-проектом важно учитывать (и мы это делаем!) многие факторы: наличие логотипа и фирменного стиля, цвет и материал пола, специализированность помещения и, конечно же, возраст учащихся. Согласитесь, ученики начальной школы и выпускники по-разному ведут себя в общественных пространствах, и даже по-разному воспринимают цвета.
Это как раз тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.
Ниже представлены некоторые примеры – как изменяется ощущение пространства и его восприятие просто при покраске стен.
После того, как завершится этап покраски, можно начать процесс оформления.
Конечно, хочется изменить все и сразу – буквально за один месяц. На практике же чаще всего так не бывает. Поэтому мы вместе с нашими партнерами определяем, исходя из важности и возможностей, очередность работ – какие пространства необходимо оформить в первую очередь, какие – смогут подождать.
При это чаще всего образуются следующие группы:
— входная зона (лицо вашей школы; первое, что видит каждый посетитель и после чего у него складывается определенное мнение о школе),
— специализированные пространства (актовый зал, столовая, спортзал),
— коридоры и рекреации,
— классы…
Про специализированные пространства мы поговорим в отдельной статье.
Сейчас же отметим важное – это основные направления (смыслы и идеи), используемые при оформлении.
Подумайте – как вы хотите, чтобы ваша школа воспринималась посетителями?
Посетители, к слову, тоже ведь все разные – это существующие ученики (и их родители) и потенциальные ученики; учителя – и те, кто работает сейчас, и те – кого вы хотите видеть в своих рядах; представители различных госструктур и иногда даже просто жители вашего района.
Вот 10 возможностей, которые можно и нужно использовать при оформлении стен в школе:
1. Стена — источник вдохновения и мотивации
«Учись! Твори! Думай! Действуй!» – эти и другие мотивирующие фразы вкупе с удачно подобранными образами могут мотивировать учеников, быть постоянным напоминанием о том, что «все в их руках»!
2. Стена — место для трансляции знаний и ценностей
Информация на стене может чему-то научить. То, что написано в учебниках – это уроки, домашние задания… А эта же информация, но оформленная в рамках пространства, – привлекает внимание учеников и, парадоксально, но факт, – неосознанно запоминается лучше!
3. Стена – носитель навигации
Помните эпизод из фильма «Чародеи», где герой Семена Фарады блуждал по зданию: «Люди! Ау!». Вспоминается с улыбкой, но примерно также чувствуют себя некоторые посетители вашего здания.
Навигация – это не только таблички на кабинетах. Это целая система, которая, с одной стороны, наглядно показывает – что и где находится, с другой – может стать самостоятельным, очень ярким элементом оформления.
4. Стена будит воображение
Безусловно, самая богатая фантазия – у школьников. (И в этом каждый раз убеждаешься, слушая их совершенно искренние истории о том, почему они опоздали на урок или не сделали домашнее задание).
Можно оформить пространство не готовыми смыслами, а образами и цветом и дать им возможность самим придумать, ощутить, вообразить «Невероятную историю»!
5. Стена формирует образ школы и ее бренд
Какая она – ваша школа? В чем ее индивидуальность? Какие ценности и принципы вы пропагандируете? Помимо того, что вам важно ответить на эти вопросы для себя, важно также донести эту информацию до вашей аудитории. Если вы им не скажете – кто и какие вы, они сами придумают это за вас.
6. Стена – место общения
Помимо стандартной информации к размещению (например, расписание уроков) – важно предоставить школьникам место, где они смогут общаться друг с другом, найти участников для совместного проекта, повесить объявление о потерянных вещах или «Отдам котенка в добрые руки» … Не надо бояться, что они напишут «что-то не то». Если у них нет возможности разместить объявление или информацию друг для друга – могут ли они считать школу своим вторым домом?
7. Стена — источник справочной информации
Музеи, кинотеатры, спортивные сооружения и библиотеки вашего города или вашего района – все это можно разместить на карте. Саму карту можно сделать объемной – из пробкового дерева или ДСП – и стильно и, что важнее, полезно – постоянное напоминание о том, как (полезно и интересно) они могут провести свое свободное время.
8. Стена создает настроение
«От улыбки – хмурый день светлей» (с)
Школа – огромное пространство, в котором в течение дня образуются различные эмоциональные потоки, порою готовые все снести на своем пути. Предусмотрите размещение каких- либо объектов или образов, задача которых просто вызвать улыбку, настроить человека на положительный лад. Также не забывайте, что разные пространства предполагают разное настроение (к примеру – в столовой и в актовом зале).
9. Стена – это место для выставки
Фотографии сами по себе ретранслируют положительные эмоции, показывая – какой интересной и яркой может быть школьная жизнь. При этом оформление фотовыставки, конечно же, должно быть соответствующим – чтобы притягивать к себе внимание, но не испортить общее впечатление.
10. Стена впечатляет и рядом с ней все фотографируются
Можно (и нужно!) сделать просто «очень-очень классно», чтобы ученики и гости вашей школы не смогли пройти мимо и обязательно сфотографировались, разместив потом фото у себя на страничках в соцсетях, возможно, даже немного хвастаясь перед своими друзьями. Красиво и необычно оформленная стена может стать визитной карточкой вашей школы! Используйте эту возможность!
Мы занимаемся дизайном и комплексным оформлением образовательного пространства в школах «под ключ» уже порядка 5 лет, в нашем портфолио – десятки успешно выполненных работ. Описание услуг и портфолио вы можете посмотреть по ссылке.
С чего начинается работа над дизайном школьного пространства?
С вашего желания!
Просто позвоните или напишите нам – и все силы нашей команды будут брошены на решение вашей задачи:
+7 (925) 215 71 70
letter@33dodo.ru
Дизайн-студия «33dodo» — эксперт в дизайне образовательного пространства!