Соломенная крыша избы – бревно венчающее кровлю

Как устраивали крыши на Руси

Последняя редакция: 16.12.2014

Автор: Новицкая Марина

С незапамятных времен люди считают свое жилище надежным укрытием, в стенах которого они ощущают себя защищенными и от буйства природной стихии, и от проникновения внутрь дома диких зверей или недругов. Недаром говорится: мой дом – моя крепость! У каждого дома помимо входной двери, окон и крепких стен, ограждающих жильцов от негативного воздействия внешнего мира, обязательно должна быть прочная крыша. Если вам интересно узнать, как устраивали крыши на Руси наши далекие предки, ознакомьтесь с нижеизложенными фактами.

Первые русские избы

Исторически так сложилось, что Древняя Русь и изба являются неотделимыми друг от друга понятиями. Издревле наши прадеды обустраивали свои поселения в лесистых местностях неподалеку от живописных берегов озер и рек. А поскольку лесные гущи на просторах нашей страны всегда произрастали в изобилии, базовым строительным материалом стала именно древесина. Из древесины на Руси строили небольшие деревенские избы, роскошные дворцы и даже церкви.

Избами древние славяне называли отапливаемые деревянные срубы. Деревянные жилые дома получили на Руси широкое распространение примерно в IVв. Практически в каждой избе проживало, как правило, несколько поколений одного семейства (начиная с дедов и заканчивая внуками да правнуками). Помимо жилых комнат, находящихся под одной крышей, в избе сооружались и необходимые хозяйственные постройки. Такой практичный подход к обустройству дома позволял всем членам семьи выполнять хозяйственные работы, подолгу не выходя за пределы дома. Особенно актуальным это было зимой в затяжные, лютые холода.

Самые первые русские избы представляли собой довольно простые жилища, но постепенно их облик стал претерпевать изменения:

  • планировка дома становилась все сложнее,
  • увеличивались размеры комнат,
  • добавлялись различные декоративные элементы в оформлении дверей, окон и крыш.

Лишь сруб всегда оставался неизменной конструктивной основой жилых домов. Кстати, деревянные избы были настолько крепкими строениями, что порой срок их службы достигал ста и более лет.

Устройство крыши

Крышу рубили по методу перекладки сруба прямо на земле.

  1. Фронтоны, называемые «самцами», сооружали из тех же бревен, что использовали для возведения стен.
  2. Визуальные границы будущей крыши наши предки «очерчивали» при помощи шнура и расщепа (после определения центров торцевых стен). При этом строго следили, чтобы расстояние от горизонтальной основы крыши до верхней ее точки было одинаковым с обеих сторон.
  3. После точного выстраивания торцов крыши, выступающие части бревен обтесывали с краев вровень с натянутым шнуром (контуром устраиваемой крыши).
  4. Затем на «самцы» укладывали длинные «слеги» (продольные жерди).
  5. Далее на «слеги» крепили стволы с корнями, прозванные «курицами» из-за явного сходства с лапками куриц. Ответвления корней служили опорой для специального бревна с выдолбленной в нем канавкой – «потоком» («водотечником»). Функциональным предназначением «водотечника» являлся сбор стекающих с крыши дождевых водных потоков
  6. Поверх «слег» и «куриц» крепили кровельные доски, нижние края которых упирались в канавку «потока»

В стародавние времена избы накрывали двускатными крышами «на самцах» безгвоздевым способом.

Крыши изб накрывали любым имеющимся подручным материалом:

  • увязанной в пучки соломой,
  • расщепленными на дощечки (дранку) осиновыми поленьями,
  • перевернутым корнями вверх дерном, уложенным на бересту,
  • тесом (тщательно обработанными гладкими досками), в то время тес считался самым дорогостоящим покрытием.

На Руси «верхом» называли любое завершение. Типы верхов русских изб, то есть крыш, были весьма разнообразны:

  1. Самым простым вариантом верха русской избы считался «клетский», представляющий собой обычную двускатную крышу, устроенную на клети.
  2. «Шатровые» верхи являлись характерными для деревянных храмов. Внешне они были схожими с высокой восьмигранной пирамидой. По завершению храма можно было определить, к какому типу он относится. Помимо «шатровых» на Руси строились «многоглавые» и «ярусные» церкви.
  3. Богатые терема зачастую украшали затейливым «кубоватым» верхом, напоминающим своей формой четырехгранную массивную луковицу.
  4. Наиболее сложным в устройстве был верх, названный словом «бочка», представлял собой завершающееся острым гребнем двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями.

Кровля всегда считалась самой важной частью деревянной избы. Помимо необычных конструкций крыш, деревянные избы украшали кружевной резьбой. Считалось, что резьба являлась магическим оберегом дома.

Древнерусские виды устройства крыши

Крыша (в традиционном понимании) — часть конструкции здания, которая обеспечивает его защиту от всех типов атмосферных осадков, сохраняет тепло либо защищает от перегрева. То есть это вся верхняя конструкция сооружения.

Вообще-то, с точки зрения советской строительной науки, крыша — понятие дореволюционное и безграмотное, и должен применяться исключительно прогрессивный термин «покрытие». Но в жизни даже профессиональные проектировщики и строители нечасто его используют. Возможно, ввиду вероятности двойственного толкования. Отчасти определение «покрытие» прижилось в отношении конструкций с несущей железобетонной либо металлической основой, главным образом плоских. А назвать «покрытием» верхнюю часть собора Василия Блаженного или крышу деревенской избы не придет в голову ни одному архитектору, хоть и учили их «правильно».

Устройство крыши Бочкой

БОЧКА в архитектуре, крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заострённым верхом, образующая на фасаде килевидный фронтон. Бочка встречается в русской архитектуре 17-18 веков, чаще в деревянной (церкви Русского Севера; несохранившийся дворец в Коломенском и др.), реже в каменной (церковь в посёлке Тайнинское Московской области).

Устройство крыши Бочкой применялась в основном в строительстве хором или деревянных храмов. Идеальным покрытием для криволинейной поверхности бочки служил лемех — небольшие дощечки с фигурным краем, уложенные по принципу черепицы.

Кубаватая крыша-это крыша с четырьмя выпуклыми скатами, имеющая килевидное сечение с расширением над основанием.

Кубоватые церкви строились с середины XVII до конца XVIII века, район их постройки ограничивался Поонежьем и поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.

На большей части территории России крыши жилых хозяйственных построек были двускатными. Самая древняя конструкция крыши — на самцах (продолжение бревенчатой стены образовывало треугольник фронтона крыши). Крыли крышу тесом (долгой дранью), на западе и юге Европейской части — соломой. Короткая дранка — щепа — распространяется в конце XIX — начале XX века (она крепилась уже с помощью гвоздей). Теснины укладывались на продольные жерди — слеги и поперечные — курицы, названные так за то, что завершались крючкообразными выступами, похожими на птицу. На этих крючках укреплялись потоки — деревянные желоба для стока воды. На коньке крыши стыки тесни, прикрывались массивным бревном — охлупнем.

Двускатная крыша на стропилах получает широкое распространение лишь в XIX веке (и по сей день это наиболее популярная конструкция). Кровля при этом держится на поставленных под углом балках — стропилах, которые, в свою очередь, опираются на переводины потолка.

Настоящий простор для творчества предоставляет проектирование крыши дома, венчающей постройку. Пожалуй, это важнейшая деталь всего проекта. Неудачное решение верхней части здания может перечеркнуть все архитектурные находки фасадной или торцовой части дома.

Особую архитектурную выразительность имеют самые сложные в практическом исполнении многощипцовые крыши.

Крыша этого типа — результат соединения двух или более крыш разной формы (двухскатных, четырехскатных, наклонных), пересекающихся между собой в коньках и ендовах. Плоскости скатов имеют форму трапеций и треугольников, редко — прямоугольников. Как правило, они образуют крыши домов с развитой пространственной формой. Стилевое разнообразие. Наиболее популярны многощипцовые крыши, возникающие при соединении двухскатных крыш, пересекающихся между собой под прямым углом. Их коньки могут находиться на одной и той же высоте (если оба крыла дома представляют собой жилые части с эксплуатируемыми мансардными этажами), или же на разных (если одну часть занимает, например, гараж без эксплуатируемой мансарды). Такие крыши имеют также Г-образные и Т-образные формы в плане дома.

Многощипцовая крыша — это сложная архитектурная форма, поэтому ее вид должен быть продуман до мелочей. Созданию гармонии и единства композиции служит равенство углов наклона всех скатов, высоты коньков или же сохранение одного уровня линии карнизного свеса. Учитывая то, что функции отдельных частей дома различны, высота соответствующих им участков крыши отличается; таким образом, сложно сохранить единую линию. В этом случае важно ввести другой организующий элемент, например, расположить участки крыши под прямым углом. Коньки, находящиеся на разной высоте, не портят общего вида, но для создания конечного эффекта имеет значение выбор места, где крыша, расположенная ниже, заходит под крышу, находящуюся уровнем выше. Сохранение принципа симметрии помогает сделать форму здания целостной. Аналогичные принципы упорядоченности обязательны также в случае, если плоскость ската прерывается люкарной или ризалитом лестничной клетки. В традиционных домах эти элементы расположены, как правило, на поверхности ската по центру, а если их несколько, — то симметрично.

Храмы в Древней Руси строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга — сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранялся и в более сложных сооружениях — теремах, дворцах, крепостных башнях.

Нередко клетские церкви перестраивались в шатровые. Как известно, в дереве трудно передать форму купола – необходимого элемента храма византийского типа, и, предположительно, это определило замену в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Такой храм с пирамидальным покрытием известен по летописям уже с ХI–ХII вв. На Севере, богатом строевым лесом, этот тип церкви, называемый также в летописях и актах «древяна вверх», получил наибольшее распространение. Церкви эти обыкновенно очень велики по объему и достигают нередко чрезвычайной высоты. Сущность этого строительного приема заключается в устройстве главного помещения для молящихся в виде башни, кровельное покрытие такой башни устроено «кругло», то есть гранником, и образовало форму гранника, имеющего почти всегда вид восьмискатной пирамиды, увенчанной главой. Такая форма получила название «шатра». Высокий подъем шатра, подобно клинчатому перекрытию, также требовал повалов и полицы для отвода влаги.

Читать еще:  Как стелить металлочерепицу на крышу, видео

Шатровый храм значительно отличался от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Эта глубоко национальная форма храма очень красива, проста и рациональна. Сохраняя традиционные три части – алтарь, главное помещение и трапезу, – планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие от планов клетских, а именно – главная часть храма образует восьмиугольник. В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма – восьмерик (аналог барабана для купола). Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру. Но встречаются храмы и без восьмерика, и не имеющие четверика. Редко, но встречаются храмы с большим числом граней и многошатровые храмы, в которых помимо центрального шатра, венчающего сруб, малые декоративные шатры ставились и на примыкающие к срубу притворы. В целом в шатровом стиле храмового зодчества за долгие столетия было накоплено большое многообразие архитектурных форм и вариаций, которые пытаются классифицировать по ряду признаков: «ярусные шатровые церкви типа «восьмерик на восьмерике», «шатровые церкви ярусного типа «два восьмерика на четверике», «ярусные церкви типа «три восьмерика на четверике», «церкви типа «восьмерик на четверике» с многоглавием и др.

GardenWeb

Устройство крыши русской избы

Бесхитростно и правдиво общее конструктивное решение крестьянского дома — мощная и надежная бревенчатая стена; крупные, основательные врубки по углам; небольшие, украшенные наличниками и ставнями окна; широкая крыша с затейливым коньком и резными причелинами, а еще крыльцо да балкон — вот, казалось бы, и все. Столетиями вычленалась, выкристаллизовывалась эта упорядоченная простота, эта единственно возможная структура, надежная и покоряющая аскетической чистотой линий и форм, гармоничных и близких окружающей природе.

В русском народном жилище функционально-практические и художественные вопросы были теснейшим образом взаимосвязаны, одно дополняло и вытекало из другого.

Слияние “пользы” и “красоты” в старинном крестьянском доме, неразрывность конструктивных и архитектурно-художественных решений с особой силой проявилось в организации завершения избы. Кстати, именно в завершении дома народные мастера видели главную и основную красоту всей постройки. Конструкции и декоративное оформление крыши крестьянского дома и сегодня поражают единством практических и эстетических аспектов.

Удивительно проста, логична и художественно выразительна конструкция тес называемой безгвоздевой самцовой кровли — одной из самых древних (рис. 87). Опорой ей служили бревенчатые фронтоны торцевых стен дома — “залоб-ники”. После верхнего, “охлупного” венца сруба избы, выше его бревна главного и заднего фасадов постепенно укорачивались, поднимаясь до самого верху — до конька. Назывались эти бревна “самцами”, поскольку стояли как бы “сами по себе”. В образованные таким способом треугольники противоположных фронтонов дома врубали длинные бревенчатые “слеги”, служившие основанием кровли — “решетиной”. Вершины фронтонов соединялись главной, “князевой” слегой, представляющей собой завершение всей конструкций двускатной крыши.

К нижним слегам крепились естественные крюки — “курицы” — выкорчеванные с корнем и обтесанные стволы молодых елей. “Курицами” они назывались потому, что мастер придавал их естественным отогнутым концам форму птичьих голов. Курицы, в свою очередь, поддерживали специальные желоба для отвода воды — “потоки” или “водотечники“— выдолбленные по всей длине бревна. А уже в них, в эти желоба — “потоки” упирались нижними концами тесовые доски кровли, которые и укладывались по слегам-обрешетинам.

Обычно кровля была двойная, с прокладкой из бересты — “скалы”, хорошо предохранявшей от проникновения влаги. Встречались и разновидности этого типа кровли: “на драницах, скалами, тесом в зубец”, как писалось в старинных порядных. Здесь тес — нижний слой — плотно скрепляли “в зубец”, затем шла прослойка из бересты, а сверху — дранка — колотые дощечки около двух метров длиною, прижатые к скатам крыши нетолстыми бревнами-“гнетами”.

В коньке крыши на верхние концы кровельных тесин “нахлобучивали” “шелом” — массивное корытообразное бревно, конец которого выходил на главный фасад, венчая собою всю постройку. Это тяжелое бревно, именовавшееся еще “охлуп-нем” (от древнего названия кровли — “охлоп”), придавливало, зажимало тесины, удерживая их от сноса ветром. Передний, комлевый конец охлупня оформляли обычно в виде головы коня или — реже — птицы. В самых северных районах шелому иногда придавали форму головы оленя, зачастую размещая на ней подлинные оленьи рога. Благодаря своей развитой пластике эти скульптурные изображения хорошо “читались” на фоне неба и были видны издалека.

Такая обработка завершения жилища, видимо, имела для сельских жителей глубокое символическое значение и была связана с бытовавшим в древности языческим культом коня, а на Севере — и оленя. Изображения коней часто присутствовали и во внешнем убранстве изб, на фасадах — в частности, головами коней нередко оформлялись подвески в местах их соприкосновения с причелинами, — и в интерьере жилища, в росписях шкафов и перегородок, в оформлении припечных досок. Кони изображались также и на вышитых полотенцах, и на досках прялок, и на целом ряде других предметов домашнего обихода. Впоследствии символическое значение этих изображений было утрачено, однако традиция украшать верхнюю оконечность крыши резной головой коня не только сохранилась, но и дала даже название этому элементу старинного крестьянского дома — “конек”.

Для поддержания широкого свеса крыши со стороны главного фасада избы использовался интересный и остроумный конструктивный прием — последовательное удлинение выходящих за пределы сруба концов бревен верхних венцов. При этом получались мощные кронштейны, на которые и опиралась передняя часть кровли. Выдаваясь далеко вперед от бревенчатой стены дома, такая крыша надежно защищала венцы сруба от дождя и снега. Кронштейны, поддерживающие крышу, назывались “выпусками”, “помочами” или “повалами”.

Обычно на таких же кронштейнах выпусках устраивалось крыльцо, настилались обходные галереи “гульбища”, оборудовались, бал коны. Мощные бревенчатые выпуски, оформлявшиеся лаконичной резьбой, обогащали строгий внешний облик крестьянского дома, придавая ему еще большую монументальность.

Наибольшее развитие и распространение этот древний — “самцовый” тип кровли получил в северных районах России, где было вполне достаточно добротного строевого леса. Основные структурно значимые и важные в композиционном отношении узлы самцовой кровли и всего традиционного крестьянского дома вполне сознательно подчеркивались народными мастерами-строителями, их практическая роль в общей архитектурно-художественной системе жилища выявлялась с помощью определенных способов и приемов декоративной обработки — скульптурного оформления конструктивных элементов, резного убранства архитектурных деталей.

В новом, более позднем типе русского крестьянского жилища, получившем распространение, в основном, в районах средней полосы, крыша имела уже покрытие на стропилах, бревенчатый же фронтон с самцами заменило дощатое заполнение. При таком решении резкий переход от пластически насыщенной грубофактурной поверхности бревенчатого сруба к плоскому и гладкому дощатому фронтону, будучи тектонически вполне оправданным, тем не менее выглядел композиционно невыразительным, и мастера-плотники стали прикрывать его довольно широкой “лобовой” доской, богато украшенной насыщенным резным орнаментом. Впоследствии из этой доски развился фриз, шедший вокруг всего здания. Следует отметить, однако, что и в этом типе крестьянского дома достаточно долго сохранялись еще некоторые детали ранних сооружений — кронштейны-выпуски, украшавшиеся несложной резьбой, и резные причелины с “полотенцами”. Это и определило, в основном, повторение традиционной схемы распределения резного декоративного убранства на главном фасаде избы.

Интересна эволюция окна в русском народном жилище, в результате которой простое и весьма примитивное по своей конструкции отверстие в бревенчатой стене дома, служившее и для пропуска света в помещение, а иногда и для удаления дыма из топившихся “по-черному” изб, превратилось с течением времени в “красное” (т. е. красивое) окно — украшение жилища и гордость его хозяина.

В глубокой древности на Руси окна, а точнее, световые и смотровые проемы, были очень и очень невелики — “якоя вместима рука”. Делались они таю, чтобы не нарушать конструктивную основу дома — его сруб. Поэтому и прорубались эти окна в двух смежных бревнах сруба лишь на половину каждого из них — при таком решении бревна не перерубались, и конструкция срубной клети сохраняла свою прочность и монолитность.

Такие окна назывались “волоковыми”, поскольку закрывались, “заволакивались” изнутри доской, двигавшейся по специальным пазам. Для этого с внутренней стороны устраивался “кожух“ — деревянные бруски с желобом. Подобная задвижная доска предохраняла жилое помещение от холода. Для того же, чтобы в избу проникал дневной свет, доску отодвигали, а в проем вставляли раму — “оконницу” — с каким-либо прозрачным материалом — бычьим пузырем, рыбьим “паюсом”, тонкими липовыми дощечками. Зимой нередко в волоковых деревенских окнах можно было видеть и простую ледяную пластину, примороженную к оконному проему. В теплое летнее время оконницы вообще вынимали и избушки зияли пустыми “глазницами”.

Более прозрачным, но зато и более дорогим материалом для заполнения оконных проемов была слюда, небольшие кусочки которой обычно сшивали крученым конским волосом, отчего и саму оконницу называли “шитухой”. Иногда слюду крепили металлическими полосками, но такие оконницы были далеко не всем по карману, их использовали, как правило, лишь в богатых домах. Как предписывалось в одном заказе на постройку: сделать оконницы “две малые с железом и одну большую — шитуху”.

Читать еще:  Противообледенительная система для крыши

В старину на главном фасаде крестьянской избы обычно размещалось три волоковых окна. Впоследствии среднее из них стали заменять большим, “красным” окном. Для устройства красного окна приходилось перерубать несколько смежных бревен избяного сруба. И, чтобы не нарушалась вся сруб-ная конструкция, получившийся проем укрепляли массивными косяками — потому-то такое окно именовалось в народе еще и “косящатным”. Это называлось “обоконить избу”, т. е, прорубить в бревенчатых стенах окна и врубить “обоконку” — косяки верхний — “вершник” и два других — по бокам. Внизу брусья — косяки упирались непосредственно в венец сруба. Потом вставляли раму — “оконницу” со слюдяными, бычьими или паюсными окончинами.

Позже тяжелые косяки и колоды были заменены более легкими, но достаточно прочными оконными коробками, стык которых с рубленой стеной избы стали закрывать от проникновения холода и влага специальными накладными досками — “наличниками”. Существенно увеличились вместе с тем размеры красных окон, а маленькие волоковые окна перестали употребляться для освещения жилых помещений, сохранившись лишь в хозяйственной части крестьянского дома, да в подклетах старых избах.

При сооружении традиционного дома окна в его стенах прорубались таким образом, чтобы основные функциональные зоны избы получали достаточно естественного света и солнечного тепла. Например, самая важная часть жилого пространства избы — “красный” угол, где располагалась божница с иконами, — был и наиболее хорошо освещенным местом, так как окна здесь размещались обычно в обеих смежных стенах. Довольно хорошо освещался и печной угол
— “бабий кут”, в частности, одна из основных его зон — устье печи. А поскольку и место красного угла в общей архитектурно-планировочной структуре традиционного крестьянского жилища, и расположение печи и всего печного угла в жилом пространстве дома были достаточно жестко заданы традици
ей, то и местоположение окон в избе было бы определено заранее, и особенно “фантазировать” мастерам — строителям не приходилось.

ТЕРМИНЫ РУССКОЙ ИЗБЫ

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Издревле на Руси дерево было основным материалом при возведении зданий и в строительстве из дерева были выработаны строительные приемы, отвечающие нашему климату и соответствующие специфическим свойствам основного строительного материала — дерева.В срубе бревна сплачивались в стены, в нижней части бревен делались продольные пазы, чтобы вода не попадала в паз, что предохраняло сруб от загнивания.

Внешняя сторона бревен оставалась круглой, а внутренняя обтесывалась. Бревна в углах соединяли различными врубками, и получался прямоугольный сруб или клеть. Строительство срубов производилось, в основном, из сосны и ели, лиственница применялась только в нижних венцах срубов. Нижние венцы (оклад) обычно рубился «в охряпку» (концы бревен — болваны, стесывались с обеих сторон, вырубался прямоугольный паз и верхнее бревно входило в нижнее), далее сруб рубили или «в обло» («в чашу») или «в лапу» («в зуб», «в шап»).

При рубке «в обло» соединению во вырубке придаётся округлая форма, концы бревен выпускаются из сруба.

При рубке «в лапу» на концах бревен вырубаются трапециевидные шипы, сцепляющие бревна во врубке между собой (лапами), концы бревен не выпускаются из сруба.

Сруб часто ставили прямо на землю, иногда под углы подкладывали валуны или ставили стулья из лиственницы.

После окончательной подгонки бревен срубы собирались на мох.

Полы набирались из плах с притеской в четверть.

Чердачное перекрытие в домах засыпалось землей или песком для утепления.

Крыши домов обычно делали прямыми двускатными. Для устройства крыши торцевым стенам сруба в верхней части придавали треугольную форму (щипец). На бревна щипца (самцы) продольно укладывали слеги, которые имели большой выпуск над торцевыми фасадами дома. Это надежно предохраняло торцевые стены сруба от осадков. На образованный слегами скат кровли укладывались тонкие еловые стволы (курицы, кокоры), на комле которых вырубались крюки для установки желоба (потоки) из бревен. Кровли крыли тесом в два слоя. Сверху теснины прикрывал охлупень.

Некоторые термины используемые в русском деревянного зодчестве:

• Быки — наклонные массивные бревна — стропильные ноги в деревянной конструкции двускатной кровли.

• Бочка — разновидность кровли старинных деревянных зданий с закруглёнными скатами, сходящимися вверху под острым углом (килевидным верхом).

• Вальмовая крыша — четырехскатная крыша с треугольными скатами (вальмами) от конька до карниза по торцовым фасадам.

• Венец — бревна, уложенные по периметру, образующие один го¬ризонтальный ряд сруба и связанные в углах врубками с разницей по высоте в полдерева, венцы образуют сруб.

• Волоковое окно — небольшое окно, вырубленное в двух расположенных друг над другом бревнах деревянного сруба на полбревна вверх и вниз. Изнутри волоковое окно закрывается (заволакивается) тесовой задвижкой, выполненной из доски.

В курной избе через волоковые окна выводился дым.

• Восьмерик — часть здания восьмигранной формы, восьмигранный сруб.

• Врубка — соединение в углах и в местах пересечения бревен в срубе.

• Выпусты, выпуски (помочи) — концы бревен, выступающие из сруба, чтобы поддерживать свесы кровли — опасанья, которым придавали форму кронштейнов.

• Дымница (Дымарь) — отверстие для дыма в курной избе.

• Ендова (разжелобок) — входящий угол между двумя скатами кровли.

• Зауголок — короткая часть бревна, выступающая от замка за наружный край стены, как правило, с уличной части стены сруба.

• Заклинки — Длинный клин.

• Игла (рубка в иглу — способ рубки углов бревенчатых строений, при котором один конец бревна соединяется «в простую чашу», а другой — затесывается на два канта и вставляется в паз, выбранный в боку другого бревна.

• Клеть — крытый прямоугольный четырехстенный деревянный сруб.

• Кокора — Нижняя часть хвойного дерева, выкопанная из земли вместе с крупным корнем, перпендикулярным к стволу.

• Конопатка — окончательное уплотнение между венцами (заполненых паклей или мхом при сборке дома), а также угловых соединений «чесаной» паклей.

• Коневая слега — слега, завершающая самцовую крышу, лежащая под коньком (см. Слега, самцовая крыша, конёк.)

• Конёк (князёк) — верхнее горизонтальное реб¬ро крыши, образуемое пересечением ее двух скатов.

• Консоль (кронштейн) — горизонтальный выступ в стене, конструктивный элемент, служащий для опоры, подвешивания какой-либо детали (поддерживает балкон, карниз) или для установки на нём украшения.

• Косоур — один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы.

• Костёр — пирамидальный сруб, сделанный «в режь».

• Курицы — в традиционной русской деревянной архитектуре элементы безгвоздевой конструкции кровли, врубаемые в слеги и поддерживающие поток (водотечник).

• Курная изба (Рудная изба; Черная изба) — изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу в кровле.

• Лапа (рубка в лапу, в зуб, в шпат) — классический русский стиль рубки, наиболее экономный с точки зрения расхода древесины, но отсутствие остатка делает угол более теплопроводным и в большей степени подверженным атмосферному увлажнению.

• Лас (тёсаные «в лас», стены «в лас») — стеска до плоскости круглой части бревна на внутренних стенах сруба.

• Ласточкин хвост — способ рубки без выпусков бревна и без потайного зуба. Потайная врубка применяется в узлах опирания деревянных балок перекрытий на наружные и внутренние несущие стены сруба. Сквозную врубку применяют в случаях, когда предусмотрена обшивка сруба.

• Лобовая доска — в деревянном зодчестве — украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

• Матица — несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных домах, дополнительная опора лаг перекрытий, увеличивает жёсткость перекрытия.

• Мост — пол рубленого деревянного строения.

• Нагель — цилиндрический или прямоугольный шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

• Обло (рубка в обло) — распространенная в деревянном зодчестве рубка бревен по углам с остатком, то есть с выпуском концов бревен снаружи дома.

• Остаток — рубка «с остатком».

• Остатки — наружные концы бревен на углах сруба, при рубке в чашу.

• Охлупень (шелом) — выдолбленное бревно, прикрывающее конёк кровли; конец охлупня на фасаде избы украшался в старину конской головой.

• Переруб — способ врубки дополнительной стены, когда перерубаются наружные стены насквозь (может быть выполнено в ласточкин хвост или в чашу).

• Пластина — тоже, что и плаха.

• Плаха — половина расколотого или распиленного вдоль бревна для настила пола.

• Повал — постепенно расширяющаяся верхняя часть сруба, заменяющая карниз, служащее основанием шатровых или скатных крыш и защи¬щающее стены от дождя.

• Потайной зуб — прямоугольный выступ в верхнем бревне, входящий в соответствующий паз нижнего бревна венца сруба.

• Поток — брус или лоток самцовой крыши, в который упираются нижние концы тёса, поддер¬живающий тесовую кровлю и отводя¬щий воду за пределы сруба.

Читать еще:  Дымоход в стене из кирпича: выдра на кровле

• Потолок — настилка или подшивка досок под крышей, под стропилами, по матицам, переводным балкам, лежащим на стенах строения.

• Прируб — более низкая составная часть здания.

• Режь (рубка в режь) — система горизонтального соединения углов венца, при котором бревна врубаются одно в другое не в половину, а в четверть дерева. Между венцами при этом остаются просветы. Такое соединение используется при возведении шатровой кровли.

• Ройка — способ фиксации брёвен между собой на торцах, посредством врезки бруска.

• Рубец — Когда ствол березы дает длинную продольную трещину (обычно в результате морозобоя), то при последующем ее зарастании образуется нечто вроде складки на стволе, называемой «рубец». Ее края состоят из очень твердой и частослойной древесины, из которой и изготавливали топорища.

• Ряж — опора под сооружение в виде клети.

• Самцы — фронтоны, треугольное продолжение торцевых стен сруба.

• Самцовая крыша — безгвоздевая кровля. В этой крыше тес кладется не на наклонные стропила, как обычно, а на горизонтальные бревна — слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или, иначе, самцы. Чтобы теснины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно — «поток», опирающийся на «курицы». Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

• Сволок — главная балка, поддерживающая потолок, часто украшенная резьбой или росписью.

• Слега — продольные бревна, несущая часть крыши, врубаются через бревно по скату фронтона, имеют значительную толщину, близкую к диаметру бревен в стенах, — такая толщина исключает их прогибание. Слеги несут двойную функцию: связи самцов-фронтонов и обрешетины, а также создают свес кровли над фронтоном.

• Сорока — шпонка-стяжка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.

• Столп — центральная и самая высокая часть здания.

• Стопа — полностью собранный сруб.

• Тетива — один из двух наклонных брусьев лестницы, несущих ступени; основная деталь лестницы.

• Тесины, тес — тонкие доски из древесины хвойных пород, служившие покрытием деревянного здания и для обшивки стен здания, первоначально тесинами назывались доски, получаемые обтесыванием бревен.

• Ус — рубка «в ус», соединение под углом.

• Филенка — вставка в паз рамки любой рамочной двери.

• Фриз — орнаментальная полоса, идущая по кромке стены дома.

• Фронтон — верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная по бокам кровельными скатами.

• Фронтончики — остроугольные кровельки по периметру восьмерика, защищающие его от осадков.

• Четверик — четырехгранный сруб.

• Чаша (рубка в чашу) — традиционный способ рубки для бревенчатых домов, сруб, выполненный рубкой «в чашу» считается наиболее теплым и устойчивым, создает плотное, теплое и надежное соединение углов.

• Шкант — плоский шип, которым скрепляются между собой венцы сруба.

• Щипец — тоже, что самец, верхняя часть торцовой стены сруба, ограниченная двумя скатами кровли, фронтон.

Бревно конька крыши и его предназначение. Каркас с несущими фронтонами

Коньковый прогон или, как его еще называют, бревно конька кровли является важным элементом стропильной системы. Причем, от этой детали во многом зависит прочность крыши, так как прогон соединяет стропильные фермы в единую систему.

Ниже мы подробней рассмотрим, что представляет собой эта деталь, и какую функцию она выполняет.

Бревно конькового пролета

Что такое бревно конька

Итак, коньковый прогон – это бревно венчающее крышу.Само название «прогон», свидетельствует о том, что балка располагается от стены до стены, а точней от фронтона до фронтона. Правда, в вальмовых крышах эта деталь короткая, так как фронтоны у них отсутствуют.

Как уже было сказано выше, данная деталь объединяет фермы в единую конструкцию. Соединение балки со стропилами осуществляется в коньковом узле. Причем, в некоторых случаях пролет служит опорой для верхней части стропильных ног.

Изготавливают этот элемент каркаса из брусьев, однако, если выполняется крыша на срубе из бревна, то в качестве конькового элемента также используется бревно диаметром 150-200 мм. Если здание имеет большие размеры, то пролет может состоять из двух соединенных деталей.

Виды крыш и функция конькового пролета

В первую очередь следует сказать, что все элементы кровли взаимосвязаны друг с другом, соответственно, их нельзя рассматривать по отдельности.Причем, в зависимости от типа кровельной конструкции рассматриваемая деталь может выполнять разные функции.Поэтому ниже ознакомимся с наиболее распространенными вариантами кровельных систем.

Итак, все существующие виды каркасов можно условно поделить на несколько наиболее распространенных типов:

Тип Особенности
С несущими фронтонами В этом случае балка опирается на фронтоны, которые, по сути, представляют собой верхнюю часть несущих стен. Данный способ возведения кровли является наиболее простым. Однако, в этом случае, как правило, увеличиваются затраты на строительство, так как требуется больше стеновых материалов, цена на которые всегда достаточно высокая.
С использованием стоек Принцип такой системы основан на использовании стоек, устанавливаемых на несущие стены. Таким образом, балка укладывается на стойки.
Висячая В этом случае пролет не выполняет функцию опоры для стропильных ног, а лишь связывает их в единую систему. Нередко висячие системы делают вообще без прогона.
Мансардная Основу составляют ломаные висячие стропила. Такой каркас позволяет расширить чердачное пространство, которое чаще всего используют как жилое помещение.

Ниже подробней ознакомимся с этими конструкциями и особенностями их сборки своими руками.

Схема устройства крыши сруба с несущими фронтонами

Каркас с несущими фронтонами

Как уже было сказано выше, данная кровля является наиболее простой, так как несущую функцию выполняют стены дома. Как правило, балка не просто опирается на фронтоны, но и проходит сквозь них, что обеспечивает свес. Правда,сделать свес также можно и при помощи удлинения обрешетки.

Обратите внимание! Все деревянные элементы каркаса перед монтажом обязательно нужно обработать антисептиком и антипиреном. Это увеличит их долговечность и повысит устойчивой к возгоранию.

Место прохода балки во фронтоне гидроизоляруется рубероидом или другим материалом. Правда, при обустройстве кровли бревенчатой избы, гидроизоляция обычно не выполняется.

На фото — проход конькового бревна сквозь фронтон

В случае использования бревна в качестве балки, его обязательно подтесывают на участке опирания на мауэрлат, а также выполняют пропилы в местах соединения со стропилами.Последние крепятся к прогону при помощи металлических уголков и саморезов.

Схема устройства наслонной системы

Наклонные стропила

Данный тип кровли чаще используют в тех случаях, когда посередине дома проходит несущая стена.

Инструкция по сборке данного каркаса выглядит следующим образом:

  • На внутренние несущие стены (или стену) укладывается лежень, который выполняет ту же функцию, что и мауэрлат. При этом предварительно выполняется гидроизоляция стен рубероидом или битумной мастикой.
  • Затем вдоль лежня устанавливаются стойки. Шаг между ними должен соответствовать шагу ферм. Крепление деталей осуществляется при помощи стальных уголков и саморезов.
  • Далее на стойки укладывается пролет. Если это бревно, то места опирания на стойки следует подтесать, чтобы увеличить площадь соприкосновения деталей.
  • В местах опирания ног на прогон следует сделать пазы.
  • Затем выполняется монтаж стропильных ног, которые сверху крепятся к пролету, а снизу – к мауэрлату, при этом они могут дополнительно укрепляться подкосами.
  • Завершающим этапом возведения работы над каркасом является монтаж обрешетки.

Обратите внимание! При возведении срубов,монтаж стропил к мауэрлату осуществляется при помощи скользящих креплений. Дело в том, что скользящая крыша бревенчатого дома сохраняет свою геометрию даже после усадки стен.

Висячая

Данная конструкция пользуется большой популярностью.

Как правило, она выполняется следующим образом:

  • Монтаж начинается с установки стропил, которые снизу крепятся к мауэрлату, а сверху соединяются друг с другом .В нижней части они соединяются затяжкой.

Схема устройства висячей стропильной системы

  • Ближе к коньку к стропильным ногам крепится ригель, который располагается горизонтально, как и затяжка . В некоторых случаях устанавливают стойки между стяжкой и коньком и используют подкосы.
  • Затем стропильные фермы соединяются прогоном . Последний чаще крепится под стыком стропильных ног. Как уже было сказано выше, в этом случае данная деталь объединяет стропильные фермы и придает конструкции жесткость.

Следует отметить, что по такому же принципу выполняются каркасы и для вальмовых крыш, с той лишь разницей, что они имеют четыре ската, а не два. Однако, сам процесс их сборки значительно сложней.

Схема устройства вальмовой кровли

Мансардная

Ломаная конструкция представляет собой комбинацию наслонных и висячих стропил, при этом коньковый пролет также обеспечивает жесткость.

Возводится такая крыша в следующем порядке:

  • Прежде всего укладываются балки перекрытия, которые служат не только лагами для пола мансарды, но и воспринимают на себя нагрузку от стропил.

Конструкция мансардной системы

  • Затем на стропилах устанавливаются стойки.
  • Далее монтируются нижние стропила, которые крепятся к мауэрлату и верхней части стойки.
  • Пары нижних стропильных ног соединяются поперечиной чердачного перекрытия.
  • Затем монтируются верхние стропила.
  • Затем устанавливается коньковый пролет. Следует отметить, что подобный каркас может и не иметь прогона.
  • Дополнительно каркас может укрепляться раскосами, ригелями и стояками.

Мансардная крыша на бревенчатых лагах на блочных стенах

Вот, собственно, и все наиболее распространенные конструкции деревянных кровель, в которых используется коньковый прогон.

Вывод

Функции конькового бревна зависят от типа конструкции кровли. Как мы выяснили, оно может выполнять как несущую функцию, так и служить дополнительным элементом жесткости. Однако, существуют и такие кровли, у которых данная балка отсутствует.

Ознакомиться с дополнительной полезной информацией по обозначенной теме можно из видео в этой статье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector